Индекс ~ Биография ~ Тексты ~ Фотогалерея ~ Библиография ~ Ссылки ~ Проект





Э.В. Ильенков

Обыкновенное чудо

(вместо рецензии)

«Знание — сила», 8 (1975), с. 40

Читатель журнала знаком с автором книги 1 и сутью его работы по публикациям в №№ 9 и 10 за 1972 год. Александр Иванович Мещеряков искал и находил тот лучший путь к человеку, который в данном случае, когда этот человек был лишен одновременно и зрения, и слуха, оказывался и единственно возможным путем.

В октябре прошлого года Мещерякова не стало. Не стало без времени – ему едва исполнилось пятьдесят. Сказалось и тяжелое ранение, полученное на войне, и все то напряжение, которого требовала от него работа после войны. Десять лет он руководил жизнью и работой Загорского интерната для слепоглухонемых детей – до последнего дня, когда остановилось износившееся сердце. В этот день он тащил из издательства связку книг, не показавшуюся ему тяжелой. Ведь заголовок книги обрисовывал и дело его жизни — он радовался, что успел рассказать о нем всем, хотя и понимал, что осталось сделать еще очень и очень много.

Но и то, что он успел сделать — а об этом в книге рассказано далеко не все, — так велико, что, я убежден, рано или поздно его научный и человеческий подвиг займет место в ряду самых значительных завоеваний советской науки и культуры наших дней. Продолжая дело своего учителя Ивана Афанасьевича Соколянского, Мещеряков вместе с десятками самоотверженных тружеников — воспитателей и педагогов Загорского интерната — показал как на ладони: высокое развитие интеллектуальных и нравственных качеств Человека является нормой даже в случае слепоглухонемоты.

Он показал, что умная, то есть научно обоснованная педагогика уверенно выводит на простор человеческого развития практически каждого ребенка, лишенного и зрения и слуха сразу. Был бы сохранен его мозг. И руки — орган общения этого мозга с внешним миром. Орган труда, орган активного действования, орган действительного приобщения мозга к миру природы и к миру истории, к миру культуры. И если этот орган есть, то и мозг становится органом управления не только процессами, происходящими внутри тела, но и процессами, совершающимися в «теле цивилизации», – он становится органом мышления, органом самосознания, «вместилищем психики».

Совместная, то есть сообща с другим человеком совершаемая предметная деятельность, работа в мире вещей, внутри этого мира, общественный труд — вот где исток, тайна и причина возникновения «души», «духа». В том числе и самого «божественного».

Этот таинственный процесс — процесс рождения души — и есть подлинный сюжет книги «Слепоглухонемые дети». Всякий, кого интересует и волнует эта тема, от нее не оторвется и прочитает ее непременно до конца. Она написана удивительно легко, хорошим литературным языком, без применения псевдоученых оборотов и словечек – с полным уважением к читателю, для которого важна суть дела, а не терминология.

Только получить эту книгу в руки, увы, не так легко. Издана она неоправданно малым тиражом — всего 6000 экземпляров, и с прилавков книжных магазинов исчезла в течение нескольких часов. Но стоит потратить время на ее поиск (хотя и в библиотеках она не залеживается на полках) — оно оправдается.

Пока же, в виде некоторой компенсации, можно предложить читателю небольшое сочинение одного из учеников Александра Ивановича, одного из наследников дела его жизни, из той же области, на ту же тему. Автор его, Александр Васильевич Суворов (лучше Саша), слепоглухой — уж никак не «немой» — студент четвертого курса факультета психологии Московского государственного университета. Его публикуемую ниже статью вполне можно рассматривать как дополнение (и отнюдь не лишнее) к книге учителя. Думается, что Александр Иванович Мещеряков с радостью включил бы ее в свой труд.

Статью свою Саша напечатал сам, на обычной, «зрячей» машинке, предварительно обдумав и отшлифовав текст с помощью машинки брайлевской, выполнив при этом не только функции автора, но и редактора. Сочинения Элен Келер воспринимались как сверхъестественное чудо, а это — обыкновенное чудо.

Обыкновенное — но от этого никак не меньшее, а, наверное, и несколько большее по своему значению и содержанию.

Э. Ильенков,
доктор философских наук


[40]


1 Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Москва: Издательство «Педагогика», 1974 год.